Конкурс Лицо Росси Духовные очи России - Исследовательские работы - Каталог файлов - Нижнешибряйская средняя школа
Воскресенье, 04.12.2016, 13:07
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Нижнешибряйская СОШ

Категории раздела
Мои файлы [15]
Воспитание и школа [5]
Традиции в воспитании учащихся в нашей школе
Экспериментальная площадка [3]
профильное обучение в школе
Копилка творческих работ [41]
Разработки уроков и мероприятий для учителей
Для учителей и администрации [33]
доклады, рефераты, методическая работа
Для родителей и кл. руководителей [13]
Родительский лекторий
Исследовательские работы [9]
Друзья сайта
Чат
200
Наш опрос

Хотели бы Вы, чтобы в нашей школе преподавали бальные танцы?
Всего ответов: 442

Каталог файлов

Главная » Файлы » Исследовательские работы [ Добавить материал ]

Конкурс Лицо Росси Духовные очи России
[ Скачать с сервера (3.03Mb) ] 02.09.2010, 22:12


Международный  литературный конкурс сочинений « Лицо России».


Духовные Очи России.










Выполнила: Латышова Вероника Александровна
Наставник: Дробышева Ирина Анатольевна















МОУ Нижнешибряйская СОШ 
Класс.8 
Страна : Россия,2010год.
Фамилия : Латышова.
Имя :Вероника
Отчество: Александровна.
Дата  рождения:25 сентября  1995 г.


Регистрационная анкета участника
Оптинские старцы
Фамилия : Латышова.
Имя :Вероника
Отчество: Александровна.
Дата  рождения 25 сентября  1995 г
Школа :  МОУ Нижнешибряйская сош
Класс : 8 класс.
Страна : Россия.
Город: Тамбовская область, Уваровский район, село Нижний Шибряй
Телефон : 84755879036(домашний), 89537119533(сотовый).

Родители:
Мать:
Фамилия :  Латышова.
Имя: Ольга.
Отчество: Григорьевна.
Телефон : 89106576264.
Отец:
Фамилия : Латышов.
Имя : Александр.
Отчество: Викторович.
Телефон : 89204858241.


Наставник.
Фамилия : Дробышева
Имя : Ирина
Отчество : Анатольевна
Место работы : Муниципальное общеобразовательное учреждение  Нижнешибряйская средняя  общеобразовательная школа Уваровского района Тамбовской области .
Должность : Учитель русского языка и литературы.
Телефон: 84755879026 (домашний)      89204807569(сотовый)
Адрес электронной почты: obr02@mail.ru
Сайт:       http://shibrey-shool.3dn.ru

Учебное заведение.
Полное название : Муниципальное  общеобразовательное  учреждение Нижнешибряйская  общеобразовательная средняя школа Уваровского района Тамбовской области
Адрес : Тамбовская область  Уваровский район. Село Нижний Шибряй.
Телефон: 84755879138.
Адрес электронной почты : obr02@mail.ru






                                                                       
                                                                 Что выводило Русских из  катастроф?
                                                                    Духовная  Вера, высокое нравственное
                                                                                  чувство, всеобщее соборное  объединение,
                                                                  беспредельное мужество в борьбе за
                                                                    Отечество в самый катастрофический
                       момент.

Валерий Ганичев.
                Россия – явление сложное, и тема  «Лицо России» могла бы быть предложена для серьёзного исследования, а не для школьного сочинения. Чем отличается Россия от Европы ?  Что отделяет нас в духовном плане от Китая ? Об этом писали славянофилы, Леонтьев, Достоевский и множество общественных деятелей 19 и 20 веков. Огромная тема, которая требует больших познаний и эрудиции.
       Но можно пойти по совсем простому пути. Мы как-то забыли, что мы – русские люди (не "россияне”, не марсиане), и что русский народ создал это обширное государство и удерживает его до сих пор от распада. Так  попробуем вспомнить русские лица или представить их в своём  воображении : Илью Муромца и Пересвета, Афанасия Никитина и Ермака, Ивана Грозного и царя Петра. Вот проходят перед нашим взором полководцы, поэты, учёные, музыканты.      
       Мне вспоминаются две картины Нестерова: «Видение отроку Варфоломею» и «Пустынник». Деревянный храм и дивные лики святых. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.

   
Вот о чём надо писать: о Святой Руси. Не о грешной и каторжной, а именно о святой, о том идеале, к которому стремится верующая русская душа.
      19-й век отмечен удивительным явлением русской жизни. На фоне отступления высшего, дворянского сословия от Православия мы видим, как в монастырях появляются великие светильники веры: преподобный Серафим Саровский, Глинские старцы, Варнава Гефсиманский, блаженные старицы Дивеевского монастыря, старцы Валаамские и Оптинские.
      Тема старчества рассмотрена в двух книгах И.М.Концевича: «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» и «Оптина Пустынь и её время».
      Дело в том, что духовная жизнь необыкновенно сложна. Естество человека повреждено грехом, и в каждом из нас действуют страсти: гордость, гнев, зависть, сребролюбие, эгоизм во всех видах и т.д.  Эти страсти – стена между Богом и человеком, и человек не может прейти эту стену без помощи Божьей. С нашей стороны необходимо понимание, видение своих грехов и страстей и обращение к Богу с молитвой.  Бог, принимая нашу молитву, по мере смирения нашего и покаяния дарует нам Божественную энергию (благодать), которая врачует наши греховные раны и исцеляет страсти. Человек преображается, входит в новое состояние, достигает того, что именуется в христианстве «спасением».
      Старчество – это пророческое служение, особый благодатный дар. Старец, сам достигши святости, приобретает духовный разум и способность руководствовать других людей на пути спасения. Старец видит духовным взором состояние души человека, его пороки и способ их исцеления.
      В 19-м и начале 20-го века прославилась своими святыми старцами знаменитая Оптина Пустынь. Вот об этих святых ликах, об этом лице России и следует, пожалуй, написать, потому что сказано об Оптинских старцах немного, а значение их огромно.
      Оптина Пустынь, по преданию, была основана покаявшимся разбойником Оптой. Первыми её старцами стали преподобные Моисей и Лев.
      Старец Моисей начал подвижническую жизнь в юности. Строгий постник и молитвенник,он был преисполнен самой нежной любви к людям. Однажды разорившийся торговец привёз в монастырь продавать негодную сбрую. Отец Моисей, бывший настоятелем монастыря, купил её. А когда эконом упрекнул его: «Всё гнильё, на что Вы это купили?», старец ответил : «Экой ты, брат, какой, ведь продавал-то человек бедный, и у него пятеро детей, всё равно надобно ему и так помочь». Он кормил в монастыре странников и сирот, а однажды принял на работу печника, который плутовал и работал плохо. Старец решил его рассчитать, но печник попросил прощенья и обещал исправиться. Старец простил его и снова нанял. Эконом, узнав об этом, говорит о.Моисею: «Батюшка! Вы опять того печника наняли, ведь он плут, как и Вам хорошо известно.» — «Да ведь он бедный человек, я видел, что на нём и рубашки-то нет, а только кафтан, надобно ему помочь, притом он обещал исправиться». 
       Всю жизнь старца Моисея можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге. Он имел в уме и в сердце непрестанную молитву Иисусову. Одна игуменья, окруженная сестрами, встретила о.Моисея на дороге. Все они ему поклонились, прося благословения, но он, всегда приветливый, шёл, не замечая никого. Игуменья громко назвала его по имени, он очнулся, удивился, что около него целая толпа людей, стал извиняться.

 Но выражение лица его, орошенного слезами, свидетельствовало, в каком состоянии его застигли. Он настолько углубился в молитву, что не заметил монахинь.
     О себе он имел самое смиренное мнение, говоря: «Сам-то я хуже всех; другие, быть может, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознался, что я хуже всех».
      Иеросхимонах Лев. «Иеро» – значит, он был священник; «схи» – значит принявший схиму, высшую степень монашества. Он был высокого роста и необыкновенно силён.  В молодости, ещё будучи в миру, он вращался в купеческом быту, служил приказчиком и часто бывал в разъездах. Однажды на него напал волк, который вырвал у него из ноги огромный кусок тела.  Юноша Лев засунул кулак в глотку волка, а другой рукой сдавил ему горло. Обессиленный волк упал с воза. Отец Лев прихрамывал после этого всю жизнь. 
 
    «Умному деланию», то есть подвигу непрестанной молитвы, он обучался у старца Феодора; тот, в свою очередь, был учеником преподобного Паисия Велич-ковского.
    Старец Лев обладал исключительным природным умом, соединённым с прозорливостью. Его действия бывали резки и стремительны; нельзя судить его за это, потому что действовал он, повинуясь голосу Божию.
    До пострижения в схиму имя его было Леонид.
                                          Недалеко от Оптиной жил барин, который хвастался, что, как взглянёт на о.Леонида, так насквозь его и поймёт. Приезжает однажды к старцу, когда у того было много народа, а сам барин был высокий, тучный. Старец загородил глаза рукой, точно от солнца, приставив её козырьком ко лбу, и сказал: «Эка остолопина идёт! Пришёл, чтобы насквозь увидеть грешного Леонида, а сам 7 лет не бывал у исповеди и святого причащения». Барин затрясся, как лист, и после каялся и плакал, что он грешник неверующий и действительно не исповедовался 17 лет.
     Славный и знаменитый герой Отечественной Войны 1812 года, находясь по пути со своей частью недалеко от Оптиной Пустыни, заглянул в скит к старцу Льву. Старец спросил у него его фамилию. «Кульнев, – отвечал генерал, – я остался после отца малолетним, поступил в учебное заведение, окончил курс наук и с того времени нахожусь на службе». Старец: «А где же ваша матушка?» Кульнев: «Право не знаю, в живых ли она находится, или нет. Для меня, впрочем, это все равно». Старец: «Как так? Хорош же вы сынок». — Кульнев: «А что же? Она мне ничего не доставила, все имение раздала, потому я и потерял её из виду». Старец: «Ах, генерал, генерал! Что мелешь? Мать тебе ничего не доставила, а всё прожила. И как это ты говоришь, что все она раздала? А вот об этом-то ты и не подумаешь, что она едва могла перенести удар лишения твоего родителя, а своего супруга: и с этого времени и до настоящего стоит перед Богом, как неугасимая свеча, и как чистая жертва посвятила свою жизнь на всякое злострадание и нищету за благо своего единственного сына Николушки. Вот уже около тридцати лет она проходит такой самоотверженный подвиг. Неужели же эти её молитвы для своего Николушки не наследство? У многих генералов при всех изысканных средствах дети не лучше прохвостов, а Николушка и без средств, да вот генерал!» Глубоко потрясли Кульнева эти простые, но и правдивые старческие слова. Обратившись к святым  иконам, он зарыдал. Затем генерал при бесчисленных благодарностях спросил адрес своей матери. А прибывши к ней, он пал на колени и на коленях подполз к её кровати и расцеловал её руки и ноги.
     Жил в Оптиной Пустыни  монах по имени Вассиан. Он считал себя старожилом в монастыре и не признавал старческого руководства. Этот Вассиан был человек крайне неразвитый и грубый. Подобный ему инок описан Достоевским в романе «Братья Карамазовы» под именем Ферапонта.  Он принялся писать начальству доносы на старца Льва. Много неприятностей претерпел старец от Калужского епархиального архиерея. Ему запрещено было принимать посетителей. И вот однажды настоятель Оптиной Пустыни о.Моисей, проходя по монастырю, увидел огромную толпу народа перед кельей старца Льва. «Как же вы принимаете народ,- спросил он, - ведь владыка запретил принимать».
В это время келейники принесли к старцу Льву калеку и положили перед ним. «Вот, - сказал старец, - посмотрите на этого человека. Видите, как всё тело его поражено? Господь наказал его за нераскаянные грехи. Он сделал то-то и то-то, и за всё это он теперь страдает – он живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привёл его ко мне для искреннего раскаяния, чтобы я его обличил и наставил. Могу ли его не принять?» Слушая старца Льва и глядя на лежащего страдальца, о.Моисей содрогнулся. 
     Великий Оптинский старец Лев умер в 1841 году. Общая скорбь была неописуема, и велико было стечение народа у гроба усопшего. 
     Преподобный Макарий старчествовал в одно время со Львом, а затем один вплоть до своей кончины в 1860 году. 
 
   О его внешности сказано в жизнеописании: «Лицо – ничем не поражающее с первого взгляда, некрасивое по обыкновенным понятиям о физической красоте, с печатью постоянного углубления в себя, следовательно, на вид более строгое, нежели ласковое. Но такова сила благодати, что лицо это, служа зеркалом чистой, любвеобильной и смиренной души, сияло какой-то незем-ной красотою. Вообще в нём было редкое соединение простоты, тихости и смирения»
     Жил старец Макарий в Скиту, в маленькой «хибарке» у самых ворот. В келье всё бедно и просто:  кресло и стол, где лежали во множестве письма со всех концов России; в восточном углу и на стенах – иконы, портреты подвижников благочестия. Вдоль стены – узкий топчан с Распятием у изголовья.  В этой келье старец прожил 20 лет. Всё свидетельствовало о молитвенной жизни и совершенном отречении от земных утешений и благ. Здесь проводил он бессонные ночи : по удару скитского колокола вставал в 2 часа утра, сам будил своих келейников. Прочитывали долгое молитвенное правило. Часов в 7 утра старец выпивал чашку чая и начинал приём посетителей. Сотни людей приходили к нему. Преподобный Макарий обладал удивительной памятью: после первой исповеди он запоминал человека навсегда. Всех он с любовью выслушивал : одних вразумлял, других возводил от отчаяния. Он понимал и разрешал современные вопросы: об улучшении народного быта, о грамотности, о воспитании. Собраны и изданы его письма к монашествующим и мирянам. В одном из писем говорится: «Сердце обливается кровью при рассуждении о нашем любезном отечестве России; куда она мчится, чего ищет, чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным, мутным, ядовитым заражается духом». Что бы сказал старец Макарий о нашем телевидении, о развращении народа через средства массовой информации теперь, в начале 21-го века, когда большинство русских людей потеряли веру, а с нею и смысл жизни?
     В 1850 году в Оптину приехал Н.В.Гоголь. Есть предание, что старец о. Макарий предчувствовал приход Гоголя. Он был в это время в своей келье; быстро ходя взад и вперед, говорил бывшему с ним иноку: «Волнуется что-то сердце у меня. Точно что-то необыкновенное должно случиться, точно ждет оно кого-то». В это время докладывают, что пришел Николай Васильевич Гоголь. Беседа происходила без свидетелей. Старец Макарий в высшей степени обладал даром властного слова, и речи его оказывали огромное влияние на душу слушателя. Выйдя от старца, Гоголь сказал: «Да, мне сказали правду, это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой». Гоголь переродился. «Вошел я к старцу одним, вышел другим».
В житии преподобного Макария описан такой случай. Один образованный человек подвергся нападкам беснования, которые проявлялись при приближении к священным предметам.Родные долго не хотели признавать сущность болезни, лечили его за границей, но пользы не было. Один верующий товарищ привёз его в Оптину и из гостиницы послал потихоньку позвать старца. Больной, который не слыхал о нём никогда, стал беспокоиться и заговорил : «Макарий идёт, Макарий идёт!» - и едва вошёл старец, бросился на него с неистовым криком и ударил по щеке. Макарий употребил сильнейшее орудие – смирение, быстро подставив другую щёку. Бес вышел из страждущего, который в оцепенении лежал долго у ног старца, а потом встал исцелённым, не помня о своём поступке.
Огромное влияние оказал преподобный Макарий на Ивана Василье-вича Киреевского. Знакомство их состоялось в 1846 году. Вскоре Киреевский написал старцу письмо, содержащее множество трудных философских вопросов. Письмо было отправлено почтой в монастырь, в Калужскую губернию. Но уже через час по отправлении письма пришёл почтальон, который принёс письмо от старца Макария. Киреевский был поражён, найдя в нём ответы на все свои вопросы. С этой минуты он имел несомненное доверие к старцу.
      Как возможна такая прозорливость? Преподобный Серафим Саровский сказал однажды настоятелю Троице-Сергиевой Лавры Антонию : «Я, грешный Серафим, так и думаю, что я грешный раб Божий. Что мне поведает Господь, то я и передаю требующему полезного. Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно,так и действую». Из этих слов видно, что Сам Бог говорил устами преп.Серафима. Поэтому старец, не задумываясь, сразу отвечал с полной несомненностью.
      То же самое говорил преподобный Варсонофий Оптинский своему духовному сыну Василию Шустину: «Отслужишь обедню, приобщишься и затем идёшь принимать народ. Высказывают тебе свои нужды. Пойдёшь к себе в келью, обдумаешь, остановишься на каком-нибудь решении, а когда придёшь сказать это решение, то скажешь совсем другое, чем думал. И вот это и есть действительный ответ и совет, которого если не исполнит спрашивающий, то навлечёт на себя худшую беду. Это и есть невидимая Божья благодать, особенно ярко проявляющаяся в старчестве после приобщения Святых Тайн».
      Иными словами, это есть совет, поданный не от человеческого разума, а через наитие свыше, так называемое в аскетике «сердечное извещение». Варсонофий Оптинский сказал Василию Шустину: «Нас называют прозорливцами, указывая тем, что мы можем видеть будущее; да, великая благодать даётся старчеству, – это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку.У нас кроме физических очей имеются ещё очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая; прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, мы видим её духовными очами, мы даже видим причину возникновения такой мысли. И от нас не сокрыто ничего. Ты живёшь в Петербурге и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу всё, что ты делаешь и думаешь. Для нас нет пространства и времени».
      Потому и стремились в Оптину Пустынь русские писатели: Гоголь, Достоевский, Толстой, Апухтин, Зайцев, Леонтьев, Нилус. Находили там живых носителей Божественной благодати, реальное присутствие Бога в людях.
      В связи с этим возникает вопрос о том, что есть образование, и каковы должны быть его цели. Можно учиться и 11 лет, и 20 лет, а человечество всё накапливает информацию. Скоро нам будет жизни мало, чтобы закончить школу. Но сказано у кого-то из святых отцов (кажется, у Исаака Сирина), что достигший чистоты сердца начинает постигать сущность и причину бытия всякой вещи. Следовательно, образование должно быть прежде всего духовным, оно должно быть проникнуто Евангельским духом и иметь целью обожение человека. Тогда, может быть, скорее исполнится и пожелание Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
      В дореволюционной России выпускникам гимназий вручали обычно Святое Евангелие, как напутствие в самостоятельную жизнь. Преподобный Варсонофий Оптинский, прекрасно светски образованный, предостерегал своих духовных чад от чтения светской литературы, заражённой страстями и ложными учениями. А чему учит нас роман  Булгакова «Мастер и Маргарита»? – Тому, что с Богом скучно, а с диаволом, оказывается, очень весело. 
    Сохранилась фотография старца Варсонофия: прекрасное, одухотворенное лицо; в правой руке – книга, в левой – чётки. Во всём облике –  что-то пророческое. Игумен Иннокентий (Павлов), положивший начало своему монашеству в Оптиной, вспоминает, как монахи подходили к преподобному Варсонофию на откровение помыслов.
  Какая бы скорбь, какая бы печаль и уныние ни угнетали душу, они сменялись радостным настроением. «Бывало, летишь от старца, как на крыльях, от радости и утешения». Это был старец исключительной прозорливости. Игумен Иннокентий пишет, что сам испытал на себе эту прозорливость во время первой исповеди у старца: «Я онемел от ужаса, видя перед собой не человека, а ангела во плоти, который читает мои сокровеннейшие мысли, напоминает факты, которые я забыл. Я был одержим неземным страхом Он ободрил меня и сказал : "Не бойся, это не я, грешный Варсонофий, а Бог мне открыл о тебе. При моей жизни никому не говори о том, что сейчас испытываешь, а после моей смерти можешь говорить"».
      Замечательные воспоминания о преподобном Варсонофии оставил его ученик Никон, последний Оптинский старец. Эта книга заставляет думать, утверждает веру, доставляет утешение.
      Вглядевшись в лица преподобных Оптинских старцев, узнав их жизнь, их мысли и поучения, мы можем теперь сказать, что лицо России  непременно должно излучать сияние святости. С ликом, например,  преподобного Варсонофия сравним  физиономии телевизионных ведущих, политиков, артистов.
       «Есть лица - подобия жалких лачуг, 
        Где варится печень и мокнет сычуг...», _- 
хорошо всё-таки сказал Николай Заболоцкий.
    И в заключении вернёмся к Нестерову, к его известной картине «Великий постриг».
  В одном из писем Нестеров говорит о картине: «есть там у меня "чистая голубица”...»
    Хочется, чтобы и Россия была такой «чистой голубицей». Чтобы славилась она не богатством и экономическим процветанием, а святостью жизни во Христе. Чтобы лицо России преобразилось в лик, а, значит, и каждый из нас должен преобразиться по Евангельским заповедям, из ветхого человека стать новым человеком.


Категория: Исследовательские работы | Добавил: demon
Просмотров: 490 | Загрузок: 120 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Профиль
Привет: Гость

Сообщения:

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Зарег. на сайте
Всего: 257
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 8
Проверенных: 18
Обычных юзеров: 229
Из них
Парней: 172
Девушек: 82




Код кнопки

Rambler's Top100





Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Реклама

Реклама


Copyright Нижнешибряйская средняя школа © 2016
Наш адрес: Тамбовская область, Уваровский район, Нижний Шибряй.
E-mail:obr02@mail.ru, тел: 79-1-38
Хостинг от uCoz