рабочая программа по информатике 5-7 классов - Для учителей и администрации - Каталог файлов - Нижнешибряйская средняя школа
Суббота, 10.12.2016, 00:11
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Нижнешибряйская СОШ

Категории раздела
Мои файлы [15]
Воспитание и школа [5]
Традиции в воспитании учащихся в нашей школе
Экспериментальная площадка [3]
профильное обучение в школе
Копилка творческих работ [41]
Разработки уроков и мероприятий для учителей
Для учителей и администрации [33]
доклады, рефераты, методическая работа
Для родителей и кл. руководителей [13]
Родительский лекторий
Исследовательские работы [9]
Друзья сайта
Чат
200
Наш опрос

Ваш любимый предмет в школе?
Всего ответов: 1079

Каталог файлов

Главная » Файлы » Для учителей и администрации [ Добавить материал ]

рабочая программа по информатике 5-7 классов
[ Скачать с сервера (102.6Kb) ] 13.01.2011, 20:11


Пояснительная записка 
к рабочей программе по информатике в 5-7 классах

Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), в нашей школе за счет регионального и школьного компонентов выстраивается много-уровневая структура предмета "Информатика и ИКТ", которая рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Данная программа соответствует нормативной базе, представленной Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и Базисным учебным планом (БУП).
При этом определены цели обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах :
o формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
o формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
o усиление культурологической составляющей школьного образования;
o пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
o развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 
В основу представляемого курса информатики для 5-7 классов положены такие принципы, как:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий "настоящей информатики" для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо, если что-то слишком сложно для школьников, не учить этому вовсе.
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосыл-ки для научного обобщения в старших классах.
5 класс
Цели:  
" сформировать представление об обработке информации как важном информационном процессе решения задач;
" рассмотреть компьютер как средство автоматизации информационных процессов, в том числе процесса обработки;
" дать представление о том, что автоматизированное выполнение информационных процессов возможно благодаря тесной взаимосвязи аппаратного и программного обеспечения компьютера; 
" сформировать первоначальные представления о двоичном кодировании как способе представления информации в компьютере; продемонстрировать универсальность двоичного кодирования;
" рассмотреть различные устройства с точки зрения реализации информационных процессов (ввода, передачи, хранения, обработки, вывода);
" познакомить с программным принципом управления всеми устройствами компьютера;
" познакомить с назначением программ-редакторов и их возможностями обработки информации различного вида: текста, графики, звука.
Виды аналитической деятельности:
" анализ компьютера как системы с точки зрения единства аппаратных и программных средств; 
" анализ устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации;
" определение средств, необходимых для осуществления информационных процессов при решении задач.

Виды практической деятельности:
" кодирование (по таблице) и декодирование (по бинарному дереву) сообщений, используя азбуку Морзе;
" создание, форматирование и редактирование текстовых документов;
" построение и преобразование изображений;
" обработка звука на компьютере;
" вычисление значений арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
" получение с помощью программы Калькулятор двоичного представления символов таблицы ASCII по их десятичному порядковому номеру.

Содержание программы

 Компьютер для начинающих  
Информация-информатика-компьютер. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1. Знакомимся с клавиатурой.
Практическая работа № 2. Осваиваем мышь. 
Практическая работа № 3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.
Практическая работа № 4. Знакомимся с компьютерным меню.
Практическая работа № 5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. Клавиатурный тренажер.
Информация вокруг нас. 
Действия с информацией. 
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Практическая работа № 13. Работаем с графическими фрагментами.
Практическая работа № 14. Создаем анимацию на заданную тему.
Практическая работа № 15. Создаем анимацию на свободную тему.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
4. Информационные технологии 
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 6. Вводим текст.
Практическая работа № 7. Редактируем текст.
Практическая работа № 8. Работаем с фрагментами текста.
Практическая работа № 9. Форматируем текст.
Практическая работа № 10. Знакомимся с инструментами графического редактора.
Практическая работа №11. Начинаем рисовать.
Практическая работа № 12. Создаем комбинированные документы.
Повторение изученного 
Коллективная работа над проектом "История письменности".
Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, анимация).

Учебно-тематический план
Прохождение курса - 51ч
Контрольные практические работы -2, тестирование -3
Компьютер для начинающих - 9ч
Информация вокруг нас.-21ч
Информационные технологии - 17
Повторение изученного материала - 4ч

Требования к уровню подготовки.

Учащийся должен понимать, что: 
" решение многих практических задач приводит к обработке информации;
" в результате обработки информации появляется новая информация; 
" знак (букву, число, рисунок) можно представить в виде двоичного кода;
" за каждый информационный процесс в компьютере "отвечает" свое устройство;
" для каждого вида информации (символьной, графической, звуковой) существуют свои устройства ввода и вывода;
" для передачи, хранения, обработки информации разного вида (символьной, графической, звуковой) в компьютере используются одни и те же устройства;
" для каждого вида информации (символьной, графической, звуковой) существуют свои устройства ввода и вывода;
" для решения задач по обработки каждого вида информации существуют соответствующие программы;

Учащийся должен знать:
" двоичный алфавит; иметь представление о двоичном кодировании;
" что процесс обработки информации связан с преобразованием формы ее представления или смысла сообщения;
" что за работу каждого основного устройства "отвечает" свой микропроцессор, работающий по соответствующей программе;
" что обработку информации в компьютере осуществляет процессор;
" что программы и данные хранятся в памяти компьютера;
" что клавиатура, сканер, микрофон, мышь и другие манипуляторы - устройства ввода;
" что устройства ввода преобразуют введенную информацию в двоичный код; 
" что дисплей, принтер, звуковые колонки, графопостроитель - устройства вывода;
" что устройства вывода преобразуют двоичный код в форму, удобную для восприятия человеком; 
" что передача, хранение и обработка информации внутри компьютера осуществляется в двоичном коде;
" назначение и основные возможности программ-редакторов.


Учащийся должен уметь:
" определять устройства компьютера, реализующие основные информационные процессы;
" выбирать программные средства, предназначенные для работы с информацией данного вида и адекватные поставленной задаче;
" применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простых текстов;
" применять графический редактор для создания редактирования рисунков, 
" применять музыкальный редактор для прослушивания, создания, редактирования, стилизации музыкальных фрагментов;
" выполнять вычисления с помощью программы Калькулятор. 

Межпредметные связи:
русский язык, математика, изобразительное искусство и музыка



Литература и средства обучения:
УМК автора: 
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.:"БИНОМ. Лаборатория знаний", 2009. - 157 с.
Рабочая тетрадь по информатике 5 класса. Босова Л.Л. - М.:"БИНОМ. Лаборатория знаний", 2009


Дидактические средства:
раздаточные материалы, лабораторные работы, системы задач для организации изучения возможностей редакторов и практической работы за компьютером.

Компьютерная поддержка:
все доступные редакторы
 CD-ROM с ЭОР, поддерживающими УМК

6 класс

Цели:  
" продолжить знакомство (на уровне пропедевтики) с основными понятиями информатики.
" Формирование представления о позиционных и непозиционных системах счисления;
" формирование представления об исполнителях, их многообразии
" формирование навыков работы с разными исполнителями;
" дать представление о программах как исполнителях;
" формирование представления о компьютере как исполнителе команд человека, или программы, написанной человеком
" формирование понятия алгоритм;
" формирование навыков действий по алгоритму;
" научить самостоятельно знакомиться и работать с незнакомыми программными средствами (с позиций моделирования действий пользователя, формального исполнителя, принципа "черного ящика");

Содержание курса

1. Компьютер и информация (18 ч.)
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Единицы измерения информации. 
История вычислительной техники. 
История счета и систем счисления.

Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1.
Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.
Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.
Практическая работа №4. Нумерованные списки.
Практическая работа №5.Маркированные списки.

2. Человек и информация (22 ч.)
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношение между понятиями ( тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятий. Суждения. Умозаключения . 

Компьютерный практикум
Практическая работа №6. Создаем таблицы.
Практическая работа №7. размещаем текст и графику в таблице.
Практическая работа №8. Строим диаграммы.
Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.
Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.
Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.
Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

3. Элементы алгоритмизации (24 ч.)
Что такое алгоритм. О происхождении слова Алгоритм.
Исполнители вокруг нас
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.

Компьютерный практикум
Практическая работа №13 Линейная презентация.
Практическая работа №14. Гиперссылки. Презентация "Времена года"
Практическая работа №15. Циклическая презентация "Скакалочка"
Практическая работа №16. Работаем с файлами и папками. Часть 2.
Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования Qbasic.
Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.
Практическая работа №20. Исполнитель LINE.
Практическая работа №21. Исполнитель CIRCLE.

4. Повторение изученного (6ч.)
Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу.
Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, презентация, комбинированный документ, анимация).

Учебно-тематический план
Прохождение курса -68ч
Контрольные практические работы -2, контрольное тестирование -2
1. Компьютер и информация (18 ч.)
2. Человек и информация (22 ч.)
3. Элементы алгоритмизации (24 ч.)
4. Повторение изученного (4ч.)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать, что:
" объекты бывают материальные и информационные;
" для любого объекта можно построить разные модели в зависимости от решаемой задачи;
" у каждой модели есть назначение и область применения;
" интерфейс программы -- это способ взаимодействия пользователя с программой;
" меню программы содержит команды, которые пользователь может задать на выполнение;
" в программах могут встречаться разные типы меню, в том числе пиктограммы;
" для создания и редактирования текстов, рисунков, музыки используются разные программы-редакторы.
" понимается под терминами "понятие", "суждение", "умозаключение";
" существуют определенные этические нормы работы с информационными объектами.

Учащиеся должны уметь:
" выделять свойства, признаки объекта; определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели);
" соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
" при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна);
" набирать текст и исправлять ошибки;
" уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно;
" уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
" выполнять основные операции с файлами;
" уметь применять текстовый процессор для работы с текстовой информацией; 
" понимать и правильно применять понятие "модель", отличать модель от объекта;
" иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
" иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
" иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.


Литература и средства обучения

1. Л.Л.Босова. Информатика учебник для 6 класса. Изд.2-е, испр.-- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 
2. Л.Л.Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. Изд.2-е, испр.-- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.  

Компьютерная поддержка

CD-диски:
ЭОР для УМК Босовой Л.Н.
Логические игры
Обучающие программы по предметам
  Электронная энциклопедия "От плуга до лазера"


7 класс
Цели: 
" познакомить с информационной технологией решения задач;
" познакомить с этапами решения задач с помощью компьютера; 
" сформировать представление о моделировании как необходимом этапе решения задач; 
" раскрыть содержание формализации как основного этапа моделирования;
" сформировать представление об алгоритмах и их роли в процессах преобразования информации;
" познакомить с основными методами построения и анализа алгоритмов;
" дать представление о программах как алгоритмах управления информационными процессами; 
" дать опыт построения и исследования моделей реальных объектов на компьютере.

Основные содержательные линии
" Информация и управление
" Информационные технологии решения задачи
" Информационное моделирование
" Алгоритмы как средство решения задач с помощью компьютера

Ведущие идеи, которые должны быть реализованы в методике:
o процесс решения задачи с использованием компьютера есть вполне определенная цепочка действий, приводящая к заранее заданному результату (технология);
o в процессе формализации решения данной задачи возникает три вида объектов: начальный информационный объект, конечный информационный объект (аналоги, соответственно, "исходных данных" и "результатов") информационный процесс преобразования исходного информационного объекта в итоговый;
o для решения задачи (управление информационным процессом) необходимо либо использовать готовое программное средство, либо самостоятельно разработать алгоритм;
o основное свойство алгоритма - получение одного и того же результата при одинаковых исходных данных у разных формальных исполнителей, для которых этот алгоритм предназначен.
o управляя исполнителями, учащиеся на самом деле работают с их компьютерными моделями, а при построении алгоритма создают формальное описание модели действий исполнителя;
o отладка и тестирование программы, реализующей алгоритм решения задачи, - это проведение компьютерного эксперимента.


Учебно - тематический план
Изучение курса -34ч
Контрольные практические работы - 3, контрольное тестирование -2

Объекты и системы - 6ч
Информационное моделирование - 20ч
Алгоритмы как средство решения задач с помощью компьютера - 8ч

Содержание программы




Модуль "Информационные процессы" (18-20 часов)
Тема: Информация и управление.
Информация и ее виды. Действия с информацией. Информационные процессы. Роль информации и информационных процессов в управлении.  
Цель, задача, информация об объекте (данные). Решение задачи как процесс достижения цели, результат решения задачи как достигнутая цель. 

Тема: Информационные технологии решения задачи
Представление об информационных технологиях решения задач. Постановка задачи. Анализ условий и возможностей применения компьютера для ее решения (возможность использования конкретных готовых программных средств или необходимость разработки алгоритма и программы). Этапы решения задачи с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы. Анализ и интерпретация результатов. Компьютерный эксперимент.

Модуль "Компьютер" (2-4 часа)
Тема: Программное обеспечение компьютера
Компьютер как единство аппаратных и программных средств. Основные виды ПО: системное, специальное, прикладное.

Модуль: "Моделирование и формализация"(44-46 часов)
Тема: Алгоритмы как средство решения задач с помощью компьютера. 
Алгоритм как описание последовательности действий. Исполнитель алгоритма и его свойства. 
Алгоритм как один из способов управления информационным процессом. 
Исходные данные и результаты выполнения алгоритма. Величины как способ представления информации.
Способы записи алгоритмов: словесный, формульный, табличный, графический, блок-схемы, программы.
Блок-схема как наглядный способ представления алгоритма. Основные типы блоков. Правила записи алгоритмов в виде блок-схемы. Программа как способ реализации алгоритма на компьютере.
Язык программирования как формальный исполнитель. Введение в язык программирования. Основные типы данных. Основные алгоритмические конструкции и соответствующие им операторы языка программирования. Присваивание. Переменная: имя, тип, значение.
Реализация основных алгоритмических конструкций средствами языка программирования: линейная, ветвление, цикл.
Запись одного алгоритма разными способами. Различные алгоритмы решения одной и той же задачи. Создание диалоговых программ. Машинная графика. 
Приложения машинной графики: создание движущихся изображений, моделирование простейших физических процессов

Требования к уровню подготовки.
 

Учащиеся должны знать: 
" этапы решения задачи на компьютере;
" характеристики величин, основные типы величин;
" основные алгоритмические конструкции;
" реализацию основных способов организации действий и данных в языке программирования (или среде программы-исполнителя);
" цели и этапы проведения компьютерного эксперимента;

Учащиеся должны уметь:  
" выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель;  
" выделять среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования; 
" по постановке задачи определять возможность использования компьютерных программ для ее решения;
" строить модели задачи (выделять исходные данные, результаты, устанавливать соотношения между ними, отражать эти отношения с помощью формул, таблиц, графов);
" строить модели решения задачи (алгоритм);
" разрабатывать и записывать типовые алгоритмы;
" составлять блок-схему решения задачи; 
" уметь использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов;
" проводить компьютерный эксперимент для построенных моделей.
" уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
" уметь составлять простейшие программы на изученном языке;
" иметь представление об этических и моральных нормах работы с информационными объектами.


Категория: Для учителей и администрации | Добавил: demon
Просмотров: 9537 | Загрузок: 1148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Профиль
Привет: Гость

Сообщения:

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Зарег. на сайте
Всего: 257
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 8
Проверенных: 18
Обычных юзеров: 229
Из них
Парней: 172
Девушек: 82




Код кнопки

Rambler's Top100





Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Реклама

Реклама


Copyright Нижнешибряйская средняя школа © 2016
Наш адрес: Тамбовская область, Уваровский район, Нижний Шибряй.
E-mail:obr02@mail.ru, тел: 79-1-38
Хостинг от uCoz